Заикание

By in
688
Заикание

Заикание определение

Заикание – расстройство речевой функции, характеризующееся нарушениями в производстве звуков, при котором слоги или слова повторяются, продолжаются. Либо речь может полностью прекратиться (блокировка – рот готов для произнесения звука, но речь отсутствует).


Расстройство нарушает нормальный поток речи, могут появиться вторичные формы поведения: быстрое моргание глаз, дрожание губ, необычные движения лица и тела, связанные с усилием. Заикание может затруднить общение с другими людьми, что часто сказывается на качестве жизни человека.

Заикающийся человек знает, что хочет сказать, но не может этого сделать и напротив, он способен сказать, что думает, но его мышление становится дезорганизованным во время разговора. Заикающиеся обычно не владеют начальными звуками, когда начинают говорить, и становятся более беглыми к концу высказываний. Заикание характеризуется чрезмерным напряжением речепроизводящих мышц.
Записаться на прием

Скажите когда Вы хотели записаться на прием и перезвоним Вам для уточнения деталей

Нажимая кнопку я даю согласие на обработку персональных данных.

Заикание характеризуется повторяющимися словами, звуками или слогами и нарушениями в нормальном темпе речи. Например, человек может повторять один и тот же согласный, например, “К”, “Г” или “Т”, но ему трудно произносить определенные звуки или начинать предложение. Стресс, вызванный заиканием, проявляется в следующих симптомах:
  • физические изменения: тики, дрожание губ, частое моргание глаз, напряжение мышц лица, верхней части тела;
  • замкнутость при попытке общения;
  • колебание или пауза перед началом разговора;
  • отказ говорить;
  • повторение слов, фраз;
  • напряженность в голосе;
  • перестановка слов в предложении.
Некоторые дети могут не осознавать, что заикаются. Социальные установки и высокая напряженность окружающей среды увеличивают вероятность появления нарушения.

Существует много причин заикания. Распространенные:

  1. Генетическая предрасположенность.
  2. Нейрофизиология.
  3. Нарушения развития.
  4. Травмы головного мозга.
  5. Тяжелая эмоциональная травма.

Заикание возникает в семьях из-за наследственной аномалии в части мозга, управляющей речью. Если вы или родители заикались, дети также могут заикаться.

Диагностика и лечение

Диагностирует заболевание логопед. Нет необходимости в инвазивном тестировании. Родитель или ребенок описывает симптомы, врач оценивает степень развития расстройства.

Не все дети, которые заикаются, нуждаются в лечении – со временем развитие расстройства приостанавливается. Если нарушение усугубляется, требуется помощь логопеда.

Логопедическая терапия уменьшает перерывы в речи, улучшает самооценку ребенка. Лечение фокусируется на контроле речевых паттернов, побуждая пациента контролировать скорость речи, поддержку дыхания, напряжение гортани. Обращаться к логопеду нужно в следующих случаях:

  1. Заикание продолжается от трех до шести месяцев.
  2. У ребенка ярко выраженное заикание.
  3. Пациент испытывает эмоциональные трудности из-за нарушения речевой функции.

Родители могут использовать терапевтические методы в домашних условиях. Предварительная консультация с логопедом обязательна!

Нетрадиционные методики лечения

Для лечения заикания используются электронные устройства. Один тип побуждает детей говорить более медленно, воспроизводя измененную запись голоса. Другие устройства создают отвлекающий фоновый шум, помогающий уменьшить заикание.

Наукой не разработано лекарственных средств от речевых нарушений с доказанной эффективностью. Но, исследования показывают, что существует гиперактивность мышц (лечится медикаментозно), влияющих на речь.

Альтернативные методы лечения – иглоукалывание, электрическая стимуляция головного мозга и дыхательные техники, исследованы и не эффективны.

Есть мобильные приложения и компьютерные программы для лечения заикания. Цел – восстановление речевого цикла: говорю- > слышу – >>строю фразу. Используются различные методы коррекции заикания. Пользователь взаимодействует с приложением через измененную слуховую обратную связь: говорит в микрофон гарнитуры, слушает собственный голос в наушниках, обработанный определенным способом. В мобильных приложениях применяются следующие методы коррекции:

 

Маскировка слуховой обратной связи.

Маскируется белым или синусовым шумом речи пользователя. Ученые считают, что заикающиеся могут говорить плавно, когда не слышат собственной речи.

Задержка слуховой обратной связи.

Предполагает отправку голоса пользователя с микрофона на наушники с задержкой в доли секунды. Цель – научить заикающихся растягивать гласные и снижать скорость речи.

Метрономы и корректоры темпа

.

Применяются ритмичные удары метронома. Эффективность метода: ритм оказывает положительное влияние на заикающегося, особенно при медленном произношении.

Визуальная обработка связи.

Определяет параметры речи пользователя (темп), представление на экране в виде визуальной информации. Цель метода – позволить пользователю эффективно управлять голосом путем достижения определенных целевых параметров. Пользователь видит визуальное представление текущих и целевых параметров на экране во время произнесения

Артикуляционная гимнастика

Ясность речи повышается в любом возрасте. Цель артикуляционной работы – создание четкого речевого оборота, понимаемого слушателем. Для пациентов – это развитие “совершенной” речи, работа над достижением определенного уровня ясности. Артикуляционные упражнения показаны при нарушениях:

  • Проблемы с конкретными звуками;
  • Невнятная речь;
  • Быстрая речь;
  • Затрудненное произношение;
  • Изменение акцента и диалекта.

Артикуляционная работа включает упражнения и занятия для коррекции речевого механизма. Регулярная практика упражнений на артикуляцию сделает разговор пациента понятным для окружающих. Артикуляция – тонкая линия, отделяющая говорящего от оратора. Речевое несовершенство происходит не только из-за речевого дефекта, поскольку большинство людей из-за языковых и культурных различий не могут говорить четко. В перечисленных случаях помогает коррекция, проведенная логопедом.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)