Вопросы / Ответы

Ответы логопеда на часто задаваемые вопросы

Нет это не правда,есть методики,позволяющие вылечивать заикание у детей с вероятностью до 95%. Так же наука не стоит на месте,есть гипотеза,что через 10 лет будут изобретены таблетки от заикания.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия ,мелкой маторики, развития памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок, развитие речевого дыхания и много другое.

До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.

Мнение, что ребенка надо приводить к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, благоприятный период для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда родители должны интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Родители должны регулярно посещать участковый логопедический кабинет в поликлинике и отслеживать динамику развития речи своего ребенка.

Да, возможно! Чтобы выяснить причины неправильного произношения звука надо обследоваться у логопеда.  Чаще всего дефект речи вызывает слабость и дискоординация мышц языка, губ, нижней челюсти. Кроме того, у взрослых с нарушенным звуком «Р» бывает короткая уздечка языка, высокий небный свод, неправильный прикус. У взрослых обычно достаточно целеустремленности и мотивации, чтобы преодолеть эти проблемы с помощью опытного логопеда. Вбольшинстве случаев дефектный звук исправляется. Упражнения начинают со специальных артикуляционных упражнений. Затем следует постановка звука (механическая или подражание). После этого пациенту помогают закрепить правильные навыки произношения. 

В каждом индивидуальном случае причины неправильного произношения звуков и возможности артикуляционного аппарата отличаются. На первой консультации после осмотра логопед делает прогноз относительно необходимых сроков. Чрезвычайно важны сила, подвижность, координированность мышц языка, губ, нижней челюсти. Большое значение имеет и мотивация, целеустремленность, ответственность пациента. Полный курс лечения у логопеда включает подготовительный этап, артикуляционные упражнения, постановку звука, выработку правильного стереотипа (автоматизация и дифференциация). В среднем на это требуется около трех месяцев, если занятия проходят 2-3 раза в неделю. Иногда для сложных звуков («Р», шипящие) необходимо немного больше времени.

В 1 годик дети говорят около 30-40 слов;
В 2 года словарный запас составляет уже 300 слов, а речь состоит из фраз, а не только отдельных слов.
В 3 года словарь увеличивается до 1000 слов, и ребенок должен говорить предложениями.

Да, гаджеты и другие электронные устройства – одна из причин задержки развития речи. Они очень удобны – ребенок увлекается игрой или мультиком, а у мамы появляется время заняться своими делами – готовкой, уборкой, звонками по работе и т.д. Однако у ребенка не появляется потребности сказать что-либо – это и приводит к задержке развития речи. Понятно также, что помимо речи страдает и зрение.
Основные советы – ограничить использование подобных устройств 15 минутами в день, а также полностью исключить их перед сном.

Обычно детей направляют в логопедическую группу (или логопедический детский сад) с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР) в возрасте 4 лет, с диагнозом задержка психоречевого развития в возрасте 2-3 лет, а также с диагнозом фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). С нашей точки зрения, сейчас в логопедических группах детям оказывается недостаточная помощь. Обычно в таких садах находятся дети с тяжелой речевой патологией, и нахождение там ребенка с «легким» диагнозом (например, ОНР 3-4 уровня) не даст необходимых результатов.

До 4-х лет ребенок может не произносить звуки четко и правильно в силу физиологических особенностей развития. Но одно дело, когда ребенок не произносит звуки, и другое, когда звуки формируются неправильно.