Задержка речевого развития
Определение зРР
Задержка речевого развития — это отклонения от возрастной нормы в освоении детьми раннего возраста устной речи. Наличие проблемы можно выявить уже в первый год жизни ребенка. В этот период коррекцию провести значительно проще. По истечению трехлетнего возраста процесс развития речи резко замедляется. И устранение нарушений требует более значительных усилий.Отклонения могут появиться уже в доречевой период — 0-8 месяцев. В это время у малыша формируются звуковые и ориентировочно-познавательные реакции. Происходит процесс тренировки голоса, дыхания, артикуляции, формирование мимики, интонации, речевого подражания. Необходимо внимательно следить за особенностями ребенка в этот период, чтобы вовремя скорректировать возможные нарушения.
Причины
- токсикоз у матери;
- вирусные, инфекционные заболевания в момент вынашивания плода;
- родовые травмы;
- гипоксия плода;
- желтуха новорожденных;
- асфиксия в легкой форме;
- кесарево;
- недоношенность;
- длительная безводность;
- реанимация новорожденного;
- острые инфекции в младенчестве;
- низкий балл по Апгар.
КАК УСТАНОВИТЬ
- педиатр — ежемесячно первые полгода, в 9, 12 месяцев;
- окулист — каждые 3 месяца;
- невролог — каждые 3 месяца;
- сурдолог — в 1, 4 месяца, полгода, два года;
- стоматолог;
- логопед-дефектолог — в 4,7 месяцев, 1 год (при необходимости чаще).
КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ-ДЕФЕКТОЛОГУ
Тревожными симптомами могут стать:
- плохо проявляющийся сосательный рефлекс;
- вялость;
- частая требовательность детей прикладывания к груди, длительное нахождение в таком положении;
- цокание при сосании груди;
- частые срыгивания, поперхивания;
- вытекание молока из уголочков рта, через нос при кормлении;
- низкий тонус мышц рук, ног, шеи;
- асимметрия лица, неправильный прикус;
- задержка гуления, лепетания, попыток произносить слова;
- укороченность губной, подъязычной связки;
- губные, небные расщелины;
- ДЦП;
- нарушения зрительного, слухового аппарата.
С помощью логопедического массажа можно уменьшить глоточный рефлекс, активизировать мышцы мягкого неба, скорректировать прикус, снизить лицевую асимметрию. Логопед порекомендует мамам правильное положение тела при кормлении, искусственном вскармливании, поработает над стимуляцией этапов развития речи.
Гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Движения и речь связывают общие механизмы в организме человека. Поэтому развитие мелкой моторики напрямую влияет на становление речи. Логопедические занятия предполагают использование большого количества ладонных и пальчиковых игр для стимуляции тонкой моторики. В результате увеличения подвижности, гибкости кистей рук улучшается речь, исчезает двигательная скованность. Пальчиковая гимнастика делится на два вида:
- пассивная — подготовительный этап в форме массажа рук;
- активная — проводится в игровом формате разного уровня сложности (зависит от развитости мелкой моторики).
Пассивная гимнастика
- поглаживания — осуществляются медленно в разных направлениях.
- растирания — требуют усиленных давлений, но без болевых, дискомфортных ощущений.
- вибрация — создается одной рукой, вторая придерживает кисть малыша. Полусогнутые пальцы наносят легкие частые удары.
В возрасте 9 месяцев можно приступать к более интенсивным тренировкам руки. Чем разнообразнее упражнения, тем интереснее будет ребенку. Игры могут включать:
- катание предметов кистью руки;
- перекладывание мелких деталей;
- разрывание бумаги.
В полтора года ребенок уже способен выполнять более сложные самостоятельные задания:
- застегивание/расстегивание пуговиц;
- завязывание/развязывание узелков;
- плетение косичек;
- работа с застежками, молниями, кнопками.
Активная гимнастика
ЧТЕНИЕ, КАК ОСНОВА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- аналитический;
- синтетический.
Аналитический этап
На первой стадии логопед помогает детям узнавать, запоминать буквы, составлять слоги. Пока ребенок не научится видеть, распознавать, осознавать части слова, он не сможет понимать смысл прочитанного.Синтетический этап
Успешное преодоление первого этапа поможет ребенку овладеть целостными приемами чтения. В начале синтетического этапа упражнения направлены на распознание отдельных слов по их длине, конфигурации слоговых сочетаний. Далее ребенок должен научиться:- быстро распознавать слова совместно с их смыслом;
- выявлять смысл словосочетаний, длинных фраз;
- улавливать смысловые связи между предложениями;
- понимать текстовые фрагменты;
- формулировать и проверять догадки, которые возникают в процессе чтения текста.