Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Определение зРР

Задержка речевого развития — это отклонения от возрастной нормы в освоении детьми раннего возраста устной речи. Наличие проблемы можно выявить уже в первый год жизни ребенка. В этот период коррекцию провести значительно проще. По истечению трехлетнего возраста процесс развития речи резко замедляется. И устранение нарушений требует более значительных усилий.
Отклонения могут появиться уже в доречевой период — 0-8 месяцев. В это время у малыша формируются звуковые и ориентировочно-познавательные реакции. Происходит процесс тренировки голоса, дыхания, артикуляции, формирование мимики, интонации, речевого подражания. Необходимо внимательно следить за особенностями ребенка в этот период, чтобы вовремя скорректировать возможные нарушения.
Записаться на прием

Скажите когда Вы хотели записаться на прием и перезвоним Вам для уточнения деталей

Нажимая кнопку я даю согласие на обработку персональных данных.

Задержка речевого развития — следствие перенесенных во внутриутробный, родовой или послеродовой периоды неблагоприятных факторов;
 
  • токсикоз у матери;
  • вирусные, инфекционные заболевания в момент вынашивания плода;
  • родовые травмы;
  • гипоксия плода;
  • желтуха новорожденных;
  • асфиксия в легкой форме;
  • кесарево;
  • недоношенность;
  • длительная безводность;
  • реанимация новорожденного;
  • острые инфекции в младенчестве;
  • низкий балл по Апгар.
Если перечисленные факторы имели место быть, рекомендуется регулярное врачебное наблюдение ребенка:
 
  • педиатр — ежемесячно первые полгода, в 9, 12 месяцев;
  • окулист — каждые 3 месяца;
  • невролог — каждые 3 месяца;
  • сурдолог — в 1, 4 месяца, полгода, два года;
  • стоматолог;
  • логопед-дефектолог — в 4,7 месяцев, 1 год (при необходимости чаще).
 
Логопед-дефектолог, специализирующийся на работе с детьми раннего возраста, сможет квалифицированно оценить состояние речевого, артикуляционного аппарата, слуховые функции и психо-неврологическое состояние.

Тревожными симптомами могут стать:

 
  • плохо проявляющийся сосательный рефлекс;
  • вялость;
  • частая требовательность детей прикладывания к груди, длительное нахождение в таком положении;
  • цокание при сосании груди;
  • частые срыгивания, поперхивания;
  • вытекание молока из уголочков рта, через нос при кормлении;
  • низкий тонус мышц рук, ног, шеи;
  • асимметрия лица, неправильный прикус;
  • задержка гуления, лепетания, попыток произносить слова;
  • укороченность губной, подъязычной связки;
  • губные, небные расщелины;
  • ДЦП;
  • нарушения зрительного, слухового аппарата.

С помощью логопедического массажа можно уменьшить глоточный рефлекс, активизировать мышцы мягкого неба, скорректировать прикус, снизить лицевую асимметрию. Логопед порекомендует мамам правильное положение тела при кормлении, искусственном вскармливании, поработает над стимуляцией этапов развития речи.

Пальчиковая гимнастика

Движения и речь связывают общие механизмы в организме человека. Поэтому развитие мелкой моторики напрямую влияет на становление речи. Логопедические занятия предполагают использование большого количества ладонных и пальчиковых игр для стимуляции тонкой моторики. В результате увеличения подвижности, гибкости кистей рук улучшается речь, исчезает двигательная скованность. Пальчиковая гимнастика делится на два вида:

  • пассивная — подготовительный этап в форме массажа рук;
  • активная — проводится в игровом формате разного уровня сложности (зависит от развитости мелкой моторики).

Пассивная гимнастика

Массажные движения у ребенка не должны вызывать дискомфортные ощущения. Выполняются в медленном темпе мягкими движениями от кончиков пальцев к нижней части кисти. Проводятся ежедневно или с дневным перерывом по 3-5 минут.
 
До 9 месяцев массаж проводит логопед или родители:

  • поглаживания — осуществляются медленно в разных направлениях.
  • растирания — требуют усиленных давлений, но без болевых, дискомфортных ощущений.
  • вибрация — создается одной рукой, вторая придерживает кисть малыша. Полусогнутые пальцы наносят легкие частые удары.

В возрасте 9 месяцев можно приступать к более интенсивным тренировкам руки. Чем разнообразнее упражнения, тем интереснее будет ребенку. Игры могут включать:

  • катание предметов кистью руки;
  • перекладывание мелких деталей;
  • разрывание бумаги.

В полтора года ребенок уже способен выполнять более сложные самостоятельные задания:

  • застегивание/расстегивание пуговиц;
  • завязывание/развязывание узелков;
  • плетение косичек;
  • работа с застежками, молниями, кнопками.

Активная гимнастика

Пальчиковая гимнастика, совмещенная со стихотворным ритмом, разовьет мелкомоторные функции, умение слушать, понимать. Эти игры используются с самого раннего возраста. Сначала взрослый проговаривает текст, проводя упражнения, играя с рукой малыша. Потом движения выполняет сам ребенок под слова взрослого. Когда дети начинают говорить, они самостоятельно осуществляют и движения, и произношение.
Не скорректированная вовремя задержка речевого развития приводит к трудностям освоения навыков чтения. Неумение читать — серьезная проблема в освоении школьных предметов и общего развития в целом.
 
При выявлении задержки развития речи подготовка к чтению с определенного возраста должна проводиться особенно тщательно. Включает два этапа:
 
  • аналитический;
  • синтетический.

Аналитический этап

На первой стадии логопед помогает детям узнавать, запоминать буквы, составлять слоги. Пока ребенок не научится видеть, распознавать, осознавать части слова, он не сможет понимать смысл прочитанного.
 

Синтетический этап

Успешное преодоление первого этапа поможет ребенку овладеть целостными приемами чтения. В начале синтетического этапа упражнения направлены на распознание отдельных слов по их длине, конфигурации слоговых сочетаний. Далее ребенок должен научиться:
 
  • быстро распознавать слова совместно с их смыслом;
  • выявлять смысл словосочетаний, длинных фраз;
  • улавливать смысловые связи между предложениями;
  • понимать текстовые фрагменты;
  • формулировать и проверять догадки, которые возникают в процессе чтения текста.
Обе стадии должны быть освоены к концу обучения в начальной школе. Временные трудности освоения обоих этапов у детей с ЗРР может помочь преодолеть только логопед-дефектолог. Чем раньше начать коррекционную работу, тем больше шансов снизить проблемы обучения в целом.