Как научить ребенка правильно выговаривать звук

By in
238
Как научить ребенка правильно выговаривать звук

Дефекты произношения

Дефект произношения твердого/мягкого звуков «Р» встречается у половины детей, посещающих логопеда для коррекции звуковых дефектов. Отсутствие четкости звучания к 6,5 годам говорит о ротацизме. Дефект связан с неправильной артикуляцией. Произношение «Р» сопровождается шипением, свистом, заменой звука.

Правильное произношение

Четкое звучание «Р» основывается на правильном положении языковых, губных мышц.
  • Губно-зубное пространство должно быть достаточным для беспрепятственного выхода воздуха.
  • Язык приобретает форму ложечки, боками соприкасается с верхним зубным рядом.
  • Согнутый кончик соприкасается с небом. На выдохе он вибрирует, выдавая правильное звучание.
  • Положение мягкого неба приподнятое. Это не позволяет воздуху уходить сквозь носовую зону.
  • Голосовые связки при вибрации закрыты.
  • Мягкая форма образуется поднятием к нёбу средней части языковой мышцы с последующим сдвигом вперед.
Записаться на прием

Скажите когда Вы хотели записаться на прием и перезвоним Вам для уточнения деталей

Нажимая кнопку я даю согласие на обработку персональных данных.

Логопеды выделяют 12 типовых дефектов произношения «Р», на которых основана классификация ротацизма.

 

  1. Полный ротацизм. «Р» не применяется в речи: карп -кап, топор — топо.
  2. Увулярный. Вибрирование при произношении только мягкого нёба. Слышится горловой звук, похожий на рокот. Нарушение называется «французский Р».
  3. Боковой. Возникает обычно как результат анатомических особенностей строения полости рта. Вибрирующее положение создают боковые стороны языка. Возникает сочетание «РЛЬ».
  4. Велярный. Дефект связан с близким нахождением задней части языковой мышцы к нёбу. Под действием воздушного потока в момент произношения нёбо вибрирует. Звук слышится искаженно. Дефект еще называют картавость.
  5. Интердентальный. Язык занимает свободное межзубное пространство при произношении.
  6. Щечный. Дефект звучания основан на работе щек, боковых сторон языковой мышцы.
  7. Назальный. Вибрация создается глоткой, задним нёбом. Дефект может появиться как результат укороченного мягкого нёба.
  8. Билабиальный. В момент выхода воздуха происходят колебательные движения губ. Ротацизм имеет второе название — губной. Звучание напоминает сочетание «ПРР», используемое наездниками, командуя лошади «стоп».
  9. Носовой. Может называться «гнусавый». Выход воздушной струи происходит через носовую полость. Слышится своеобразное хрипение.
  10. Фарингальный/глоточный. Звук образуется в момент прохождения воздушного потока через заднюю стенку глотки и задней части языковой мышцы. Звучание хриплое.
  11. Гортанный. Колебательные движения появляются при сомкнутом положении голосовых складок.
  12. Одноударный/проторный. Артикуляционный аппарат работает правильно. Вибрационное колебание единичное или не происходит. Звучание больше напоминает «Д» без возможности непрерывного произношения «РРРРР».

Наиболее часто встречающимися являются горловой, носовой, щелевой, одноударный, билабиальный, боковой. Оставшиеся формы ротацизма связаны с анатомическими особенностями, генетикой. Встречаются реже.

Помимо неправильного построения артикуляции в момент произношения, дефекты могут появляться при:

 

  • высоком нёбе;
  • маленькой языковой пластичности;
  • крупного языка;
  • короткой подъязычной уздечке.

Коррекция дефектов осуществляется врачом-логопедом с использованием специальных упражнений.

Вовремя начатый курс правильной постановки звучания упрощает коррекцию. В 6 лет все звуки должны быть сформированы правильно. В том числе твердый/мягкий «Р», появляющийся последним. Если наблюдаются нарушения, необходимо обратиться к логопеду. Взрослые люди гораздо реже посещают врача, предпочитая заниматься дома. Добиться хороших результатов самостоятельно трудно. Необходимы профессиональные знания методик, строения артикуляционного аппарата, техник правильностью выполнения упражнений.
Учимся правильно создавать вибрацию.
  • Голова ребенка находится на коленях логопеда, лицо направлено вверх.
  • Ребенок должен сильно прижать к нёбу языковую мышцу. Позиция называется «грибок».
  • Подъязычная связка напряжена.
  • Ребенка просят сильно выдохнуть — должны появиться вибрационные колебания.
  • При отсутствии вибрации логопед самостоятельно формирует правильное артикуляционное положение при помощи указательного, большого пальцев. Создается «ложечка» – боковые стороны языковой мышцы отводятся к верхним задним зубам.

На выдохе появится нужное звучание, вибрационные колебания. Задание помогает понять принцип работы языка в момент произношения.

Рычащий звук создается широким языком, прижатом к верхнему зубному ряду. Ребенок пытается произнести «ЗЖ». При отсутствии результата можно пытаться произносить «ДД». Звучание в данном случае будет нечетким.

ля проведения упражнения необходима деревянная логопедическая лопатка.

 

  • Языковая мышца находится в широком напряженном положении.
  • Лопатка, обернутая платком, подкладывается под язык.
  • Кончик языковой мышцы приводят в движение, быстро отодвигая его из стороны в сторону. Когда языковые мышцы достаточно натренированы, ребенок сможет выполнять колебательные движения самостоятельно, подкладывая палец под язык.

Недостаточная напряженность языка приведет к неправильному образованию звука.

При долгом отсутствии результата звучание отрабатывается в словах при использовании механической помощи для раската.

Методика направлена на выработку вибрационного ощущения. Поняв принцип создания вибрации, ребенок сможет повторять ее самостоятельно.
  • Язык прислоняется к небу.
  • Подкладывается логопедическая ложечка/ватная палочка.
  • Ребенок должен выдохнуть, направляя воздушный поток на кончик языка.
  • Результат правильного выполнения упражнения — кратковременные колебания, рычание.
Подготовка языка проводится работой со слогами, содержащими «Д-Т» с любыми гласными. Главное — точность, ритмичность, скорость произношения: До-Ды-До-Ды…

Постановку можно выполнить повторением «Ж». Метод подойдет, если ребенок умеет произносить этот звук.

 

  • Ребенок протяжно произносит «ЖЖЖЖЖЖ».
  • Его просят медленно отодвинуть язык назад.
  • В определенный момент появится одноударный «Р».

Дальнейшая отработка протяжного звука происходит с помощью «ДР», «ТР», «НР», слов, содержащих эти сочетания.

Преимущество метода —  отсутствие необходимости использования дополнительных приспособлений, вызывающих дискомфорт у ребенка.

Игровая форма отработки звука.
  • Ребенок протягивает ладошку, логопед читает стихотворение.
  • По сюжету стихотворения капли падают на предметы, ребенок должен легонько постукивать кончиками пальцев по ладошке, произнося «ТД».
  • Стихотворение можно придумывать самостоятельно. Главное — произношение звукового сочетания.
Дождик лился на ладошку – «ТД-ТД»…,
В позиции «грибок» ребенок10-30 секунд быстро, непрерывно произносит «ДД». Это укрепляет языковые мышцы. Достаточный темп создаст появление «Р». Упражнение называется «Лошадка». Обратите внимание! Предложенный список упражнений можно выполнять дома. Но чтобы исключить возможность неправильной работы над артикуляцией и ухудшения произношения, лучше обратиться к квалифицированному логопеду.
54321
(0 votes. Average 0 of 5)