Логопедический массаж

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Необходимость логопедического массажа

Мамы редко задумываются о правильности развитии у малыша до года артикуляционного аппарата. И это напрасно. Артикуляция — важный аспект процесса становления речи и последующего развития ребенка. Логопедический массаж в этом возрасте положительно влияет на организм в целом, а также активизирует деятельность ЦНС, давая импульсный толчок к правильному развитию речевых навыков малыша.
Проводить сеансы массажа лучше не раньше 10 месяца жизни ребенка — раньше организм еще не готов к воздействию внешних факторов. Перед началом занятий необходимо посоветоваться с врачом-логопедом. Важно, чтобы сеансы проводились квалифицированным специалистом, были для малыша комфортными, безболезненными.
Записаться на прием

Скажите когда Вы хотели записаться на прием и перезвоним Вам для уточнения деталей

Нажимая кнопку я даю согласие на обработку персональных данных.

Массаж щек проводится махровой или шерстяной рукавицей, возможно игрушкой. Логопед совершает аккуратные круговые движения в этой области. Хорошие результаты оказывают пощипывания: сведение губных мышц в форму «поцелуйчика». Похлопывания — очень полезное упражнение для активации мышц лицевой зоны. Если ребенок не испытывает при этом дискомфорта, реагируя плачем, можно похлопывать его по подбородку, щекам, губам. Процедуры проводятся максимально аккуратно. Для массажа рта используют специальное оборудование. Требует определенных навыков, терпения. Проводится, когда ребенок находится в спокойном состоянии. В домашних условиях его можно частично заменить, давая ребенку прорезыватель или твердую пищу.
 
Воздействие оказывается на:
 
  • лицевые мышцы;
  • мышцы головы и шейного отдела;
  • щеки, губы, язык, небо.
Логопедический массаж лица — один из шагов развития речевых навыков, коррекции ЗРР. Направлен на:
 
  • приведение к норме тонуса лицевых мышц, мимики, артикуляции;
  • снижение парезов лицевого нерва, артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшение синкинезических, гиперкинезических, судорожных проявлений;
  • развитие проприоцептивных ощущений;
  • повышение сократительной активности мышц дыхательного, артикуляционного, речевого аппаратов;
  • активизацию проприоцептивных ощущений;
  • развитие координированных артикуляционных движений и произвольных;
  • повышение амплитудности движений артикуляционных мышц.
Перед каждым сеансом логопед должен осмотреть ребенка, узнать о его общем состоянии. Массаж лицевой зоны не допускается при:
 
  • наличии лицевой гематомы;
  • заболеваниях кожи;
  • тромбозе сосудистой системы;
  • заболеваниях крови, капилляров;
  • открытой форме туберкулеза;
  • остром респираторном заболевании;
  • крапивнице;
  • онкологии;
  • гиперчувствительности;
  • наличии отека Квинке в истории болезни;
  • фурункулезе;
  • инфекционных ранах;
  • ангине перенесенной менее 10 дней назад;
  • эпилепсии.
  • Рекомендован при нарушении голосовых функций, заикании, ринолалии, дизартрии, для коррекции нарушений мышечного тонуса. Сеанс должен проводиться специалистом по патологиям речи или логопедом.
  • Количество процедур устанавливается при индивидуальной диагностике. В среднем — 15 сеансов.
  • Проводятся ежедневно. Повторение курса при необходимости возможно после 1-3 недель.
  • Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей, уровня нарушений, возраста малыша.
  • В качестве дополнительного медикаментозного воздействия могут использоваться капельницы, инъекции.
Зачатки речевого развития происходят у ребенка еще во внеутробный период. Поэтому перенесение негативного воздействия на организм матери или плода может стать причиной будущих речевых нарушений. Проводить обследования малыша логопедом-дефектологом необходимо с первых дней после рождения, а также обязательно в 4,7 мес. и в 1 год при:
 
  • токсикозе в период вынашивания у матери;
  • перенесенных вирусных, инфекционных заболеваниях в момент вынашивания плода;
  • наличии родовых травм;
  • гипоксии плода;
  • желтухе новорожденных;
  • асфиксии в легкой форме;
  • кесареве;
  • недоношенности;
  • длительной безводности;
  • реанимации новорожденного;
  • перенесенных острых инфекций в младенчестве;
  • низких баллов по Апгар;
  • вяло проявляющемся сосательном рефлексе;
  • вялости малыша;
  • частой требовательности детей прикладывания к груди, длительном нахождении в таком положении;
  • цоканье при сосании груди;
  • частых срыгиваниях, поперхиваниях;
  • вытекании молока из уголочков рта, через нос при кормлении;
  • низком тонусе мышц рук, ног, шеи;
  • асимметрии лица, неправильном прикусе;
  • задержке гуления, лепетания, попыток произносить слова;
  • укороченности губной, подъязычной связки;
  • губных, небных расщелины;
  • ДЦП;
  • нарушении зрительного, слухового аппарата.
С помощью логопедического массажа можно уменьшить глоточный рефлекс, активизировать мышцы мягкого неба, скорректировать прикус, снизить лицевую асимметрию. Логопед порекомендует мамам правильное положение тела при кормлении, искусственном вскармливании, поработает над стимуляцией этапов развития речи.
В момент произношения звуков артикуляционный аппарат работает по-разному. Чем сложнее звук с артикуляционной точки зрения, тем труднее ребенку усвоить его произношение. Логопедический массаж поможет предотвратить и устранить неправильность произношения. Сложности произношения касаются обычно определенных звуковых групп:
 
  • шипящие, свистящие — сигматизм;
  • твердого/мягкого Р — ротацизм;
  • твердого/мягкого Л — ламбдацизм;
  • твердого/мягкого К — каппацизм;
  • твердого/мягкого Г — гаммацизм;
  • твердого/мягкого Х — хитизм;
  • звука Йот (Й) — йотизм.
Также дефекты могут касаться замены:
 
  • звонких согласных на глухие по принципу парности — озвончение;
  • твердых согласных на мягкие парные — смягчение.
Учеными давно доказано, что животные благотворно влияют на коммуникативные навыки детей. Когда ребенок играет с кошкой или собакой, он пытается не только их гладить, но и разговаривать. В результате малыш начинает общаться, а его речь становится более четкой.
 
Безусловно, одной «животнотерапией» не обойтись. При сильных речевых нарушениях необходима работа с логопедом-дефектологом. Но как дополнительный положительный фактор общение с животными будет очень полезным. Ребенок слушает, как взрослые общаются с домашними животными и пытается копировать поведение, слышимые звуки, интонации, слова.
 
Еще одна важная особенность общение с животными — доверительное отношение. Малыш подсознательно считает животное своим другом, чувствует, что может рассказать ему обо всем. Его не осудят, не станут перебивать, выслушают от начала, до конца, не сделают замечаний из-за неправильного произношения. Когда у ребенка нет страха, что он «проглотит» звук, неправильно скажет слово, ему проще общаться. Речь становится более правильной, пропадает заикание, выстраиваются правильные интонационные звучания, звуки произносятся правильно, выстраиваются грамматически правильные фразы.